Рыцарь Мечей / Таро Эдгара Аллана По

Edgar Allan Poe Tarot. Младшие Арканы

Рыцарь Мечей/ Таро Эдгара Аллана По

СЮЖЕТ КАРТЫ: по произведению “Береника”.

Одна из самых мрачных готических новелл Эдгара По «Береника» написана в 1835 году. Наряду с «Лигейей» и «Падением дома Ашеров» считается характерным образцом творчества писателя, любившего нагнетать страх вокруг молодых красивых девушек, ставших жертвами либо неизлечимой болезни, либо мистических событий. Причем, «Береника» в первоначальном варианте получилась настолько зловещей и жестокой по антуражу, что издатель заставил автора переделать рассказ “помягче”, что и было сделано в 1840 году к неудовольствию самого По.

Повествование ведется от лица главного героя — Эгеуса. Рассказчик называет читателям своё имя, но отказывается назвать свою фамилию. Нежелание Эгеуса предать огласке имя своей семьи, говорит о том, что он придерживается социальных условностей. Он понимает, что события, о которых он собирается рассказать, неизбежно навлекут позор на это имя, и стремится оградить свою семью, что придает вес его словам и усиливает ощущение серьезности повествования. При этом уже посредством выказанного им страха он сам выставляет оценку своей истории, заставляя и читателя заранее относиться к его поступкам, по меньшей мере, как к недостойным.

Итак, из рассказа Эгеуса мы узнаём, что он проживает в большом мрачном родовом особняке вместе со своей двоюродной сестрой Береникой, полной своей противоположностью. Береника – физически здорова, отличается бодростью, то есть тем, что мы теперь назвали бы склонностью к активному образу жизни, ее рассудок также не отягощен никакими печалями, она беззаботна. Эгеус – испытывает недостаток физического здоровья, он проводит всё время в библиотеке, он постоянно печален, погружен в себя и свои тяжелые раздумья, и ещё страдает от типа обсессивного расстройства, мономании, которая заставляет его зацикливаться на объектах.

Тем не менее, в этом сравнении есть и то, что Беренику и Эгеуса связывает – тень, сумрак, в который герой уже погрузился и который еще только ожидает героиню.

Внезапно Береника стала страдать страшным недугом, постепенно меняющим её облик до неузнаваемости. Девушка то мучилась припадками эпилепсии, то впадала в состояние летаргии. Прежней весёлой Береники уже не было. Болезнь украла у девушки её красоту: волосы поблёкли, глаза потускнели, ресницы все выпали. Тем не менее, они должны пожениться.

Однажды днем Эгеус видит Беренику, сидя в библиотеке. Когда она улыбается, он сосредотачивается на ее зубах. Им овладевает одержимость, и в течение нескольких дней он то приходит в себя, то вновь впадает в состояние забытья и мысленного созерцания, его больное воображение не может выйти из состояния сосредоточенности на образе зубов Береники. Эгеус постоянно думает о её зубах. Он представляет, как держит зубы и переворачивает их, чтобы рассмотреть со всех сторон. В какой-то момент слуга говорит ему, что Береника умерла и должна быть похоронена.

Береника. Иллюстрация Abigail Larson
Береника. Иллюстрация Abigail Larson

Когда Эгеус в следующий раз приходит в осознанное состояние, он обнаруживает себя в библиотеке. Он чувствует себя так, будто бы только что пробудился от сна. Из наваждения его выводит слуга, который сообщает, что могила Береники была осквернена и найдено её завернутое в саван обезображенное тело, которое всё ещё живое.

С необъяснимым ужасом Эгеус обнаруживает перед собой лопату и маленькую коробочку на столе. Он, наконец-то замечает, что вся его одежда покрыта грязью и кровью, а, открыв коробку, видит, что в ней находятся стоматологические инструменты и «тридцать два маленьких, белых предмета, похожих на слоновую кость» – зубы Береники.

Имена Эгеус и Береника – оба вероятно связаны с древностью. Прототипом рассказа возможно являются древнегреческие трагедии. Имя Эгеус, вероятно, восходит к царю Эгею. Согласно мифу, Эгей подослал убийц к сыну царя Крита Миноса Андрогею, а всё из-за того, что позавидовал его ловкости и силе, ведь юноша выиграл все Панафинейские состязания. Так началась война между Критом и Афинами. Его отец Минос победил, разрушил Афины и заставил Эгея каждый год жертвовать семь прекрасных девушек и семь самых сильных юношей кровавому чудовищу Минотавру. Как и Эгей, Эгеус волею судьбы отдаёт на корм чудовищу самое дорогое, что есть в жизни (на третий год к Минотавру отправляется сын Эгея Тесей). Разница между Эгеем и Эгеусом лишь в том, что Чудовище живёт внутри Эгеуса, превращая в монстра самого героя во время приступов болезни.

А Береника отсылает нас к царице эллинистического Египта Беренике II, по Каллимаху, пожертвовавшей свои волосы богине Афродите, дабы её муж вернулся с войны живым. Символ жертвы части своего тела ради мужа прослеживается и в рассказе По.

ОПИСАНИЕ КАРТЫ:

На карте изображёна финальная сцена рассказа: Эгеус сидит в библиотеке в грязной окровавленной одежде. В углу стоит лопата в земле штыком вверх, напоминая пику. Символ пики обычно используется в игральных картах и часто ассоциируется со смертью и подземным миром. Акт закапывания кого-то лопатой символизирует конец физического путешествия этого человека на земле. В то же время он также символизирует новое начало, когда душа отправляется в новое путешествие в загробную жизнь. В некоторых карточных играх пики также рассматриваются как символ битвы или войны. Это может быть связано с тем, что пика напоминает боевой щит, или потому, что пики часто являются самой старшей мастью, что делает их «сильными» картами в игровом процессе. На более позитивном уровне у некоторых людей пики ассоциируются с переменами и трансформацией. Это может быть связано с тем, что лопату можно использовать для выкапывания новых побегов, или с тем, что лопаты часто используются в садоводстве для улучшения качества почвы. Таким образом, лопата – это не просто символ, это мощная метафора жизни, подразумевающая способность копать глубже и раскрывать скрытые истины о нас самих, нашем прошлом и настоящем. Это напоминание того, что рост и обновление возможны даже в самые мрачные времена.

В правой руке Эгеус держит кинжал. Кинжал символизирует силу и агрессию, но он также может олицетворять ясность в принятии решений и устранение препятствий. Однако кинжал также может символизировать скрытность и хитрость, поскольку убийцы часто использовали его для своей секретной работы. Острое и точное лезвие кинжала может мгновенно оборвать жизнь, что делает его могущественным символом смерти и разрушения. Также в некоторых культурах кинжал является орудием жертвоприношения и духовного очищения.

С помощью атама благословляют, очищают вино и пищу, заклинают и контролируют демонов, другие сущности внутри круга. Символично, что кинжал Эгеуса направлен в центр круглого стола. Возможно, он пытается взять под контроль своего демона. И здесь же в центре круга, как подношение, дар, – зубы Береники.

На протяжении всей истории зубы были символом силы, долголетия и даже процветания. Зубы могут символизировать молодость, плодовитость и половой инстинкт.

В некоторых культурах зубы считаются источником удачи или защиты и используются в качестве амулетов или талисманов. А имя Береника приблизительно переводится как «приносящая победу». Ещё один повод задуматься, для чего они понадобились Эгеусу.

Отсутствие зубов говорит о потере жизненной энергии, мужественной силы, которая во всём полагается на себя, о фрустрации, гибели…

ПОСЛАНИЕ КАРТЫ:

Вы настроили свой разум на цель и будете делать все возможное для ее достижения. Вы хитры, умны, умеете строить стратегические планы. Вы способны выполнить все, что задумали, но главное не спешите. Вы будете успешны до тех пор, пока будете настойчиво преодолевать неудачи и трудности. Не растрачивайте попусту свою энергию, чтобы избежать выгорания.

Карта указывает на порывистость, отвагу и в то же время спешку, несдержанность. Человек хватается за всё подряд, но при этом ничего не успевает.

Рыцарь Мечей – динамичный Аркан, несущий в себе решительность, холодность, агрессивность, воинственность. Такой человек доволен собой, не стремится угодить другим и может не замечать боли, которую им невольно причиняет.

ПЕРСОНЫ: сильные решительные молодые люди, умеющие отстаивать свои права; агрессивные молодые люди.

ПРЯМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: быстрые действия, энергичный, активный, амбициозный, интеллектуальный, уверенный в себе, напористый, смелый, сосредоточенный.

ПЕРЕВЁРНУТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: импульсивный, поспешный, рассеянный, одержимый, спорящий, узость взгляда, насилие, нападение.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Встреча рыцаря и дракона – один из самых распространенных сюжетов мифов всех народов мира. Рыцарь – это идеал мужества, верности, великодушия, благоразумия, учтивости, чести и искренности. Бороться с темной сущностью дракона – его главная задача. Дракон не обязан обладать мужеством, верностью, великодушием или благоразумием. Он мудр, древен и зорок. Дракон видит истинный смысл вещей. Дракон от начала веков охраняет то, что спрятано глубоко в недрах. Дракон – это подсознание, не прикрытое мужеством, верностью, учтивостью или искренностью. Он хранит то, что спрятано в самом ядре души. Истинное знание себя, истинный взгляд на мир. Каждый рыцарь, служащий обществу, обязан убить дракона.

Рано или поздно рыцарь встречается с драконом, которого не сможет убить. Потому что, убив его, он сам становится драконом. Драконом не становятся в один момент. Сначала рыцарь чувствует, как внутри что-то меняется. Рушатся навязанные догмы, мужество, верность, великодушие и благоразумие уже не ощущаются так явно. Их место занимает новое знание, поднимающееся из глубины. С каждым днем рыцарь все больше становится драконом. И вот однажды он замечает, что доспехи его превратились в стальную чешую… НЕ ПРЕВРАТИТЕСЬ В ДРАКОНА!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *