Десятка мечей/ Madhouse Tarot

Таро Сумасшедшего Дома. Младшие Арканы

Десятка Мечей из Таро Сумасшедшего дома

Описание карты. Десятка Мечей, усталый воздух, тяжелые мысли.

Может ли быть что-то страшнее лоботомии?
Наверное, да. Война, насилие, предательство, мучительные болезни. Но лоботомия это как обрезание пуповины между душой и телом задолго до смерти. Все так просто. Добрый доктор вводит в глазницу ножик для колки льда. Он ведь хочет как лучше, не спрашивая тебя о том, хочешь ли этого ты. Вот и славно.

Немного крови и буйная птица твоей души покидает тебя. Дальше тело твое живет само по себе, а душа сама по себе летает. Вы становитесь чужими и больше никогда не узнаете друг друга… Лоботомию ножом давно отменили… Милосердно. Но она, прикрывшись новым плащом, незаметно гуляет среди нас. Вглядитесь!

Страшное слово «лоботомия» известно всем, кто смотрел такие голливудские фильмы, как «Пролетая над гнездом кукушки» или «Остров проклятых». В финале первого фильма главного героя, бунтаря-анархиста Макмерфи, бросившего вызов жестокой хозяйке психиатрической лечебницы медсестре Рэтчед, подвергают операции, после которой он превращается в лишенный разума и эмоций овощ. «Остров проклятых» кончается тем, что персонаж Леонарда Ди Каприо, федеральный маршал Тедди Дэниелс, осознав, что он в состоянии помешательства убил жену и трех своих детей, соглашается на лоботомию со словами: «Что лучше – жить монстром или умереть человеком?». В обоих случаях речь не идет о физической смерти, но о стирании личности. Этим-то лоботомия и страшна.

А между тем, еще относительно недавно лоботомия считалась эффективным средством для психокоррекции: в сороковых-пятидесятых годах прошлого века только в США делали десятки тысяч таких операций. История лоботомии в США тесно связана с именем доктора Уолтера Джея Фримена, получившего прозвище «Хирург с Ножом для колки льда». Сегодня он герой карты «Десятка мечей» из Madhouse Tarot.

Уолтер Джексон Фримен II

Уолтер Джейсон Фримен II родился в 1895 г. в Филадельфии, штат Пенсильвания, в семье потомственных врачей. Его дед, Уильям Уильямс Кин, прославился как военный хирург во время Гражданской войны в США. Отец – Уолтер Фримен I – тоже был весьма успешным врачом с обширной практикой. Его доходы позволили Фримену-младшему закончить Йельский университет, а затем продолжить изучение неврологии в Медицинской школе Университета Пенсильвании. Звездой Медицинской школы был профессор Уильям Гибсон Спиллер, один из основоположников клинической неврологии. Фримен внимательно изучал его работы и даже обращался к своему кумиру с просьбой взять его в ассистенты, но Спиллер его просьбу отклонил.

Потерпев эту досадную неудачу, Фримен переехал в Вашингтон, где открыл свою собственную практику – он стал первым и на долгие годы единственным неврологом в городе. Он много работал в лабораториях госпиталя Св. Елизаветы – старейшей федеральной психиатрической лечебницы, основанной еще в 1852 г. и до 1916 г. называвшейся «Государственным госпиталем для безумных». Для Фримена госпиталь стал просто Клондайком – он мог изучать здесь любые психические отклонения, какие только посчитал бы нужным.

В 1936 г. Фримен впервые услышал о методе лейкотомии, разработанном португальцем Эгашем Монишем. Первую операцию по рассечению белого вещества Мониш провел в ноябре 1935 г. Сам он при этом инструментов в руках не держал: Мониш уже давно страдал подагрой, которая не давала возможности делать точные движения, а любая ошибка могла поставить крест на новом методе. Поэтому оперировал – под чутким руководством Мониша – молодой хирург Алмейда Лима. Он просверлил в черепе буйнопомешанного пациента психиатрической лечебницы отверстие, и ввел в него тонкую металлическую петлю. Несколько вращательных движений – и белое вещество, которое, как мост, соединяло передний отдел больших полушарий мозга с другими его отделами, было необратимо разрушено.

После операции пациент успокоился – перестал бросаться на санитаров и других больных, подолгу сидел без движения, глядя в одну точку. Поскольку лобные доли мозга отвечают, помимо прочего, за мышление и мотивацию поступков, было очевидно, что мыслителя из него уже никогда не выйдет, но, по крайней мере, его психическим страданиям был положен конец – так, во всяком случае, рассуждал Мониш.

Сам Мониш был далек от того, чтобы рекламировать свой метод как панацею от душевных болезней, и не скрывал, что около трети пациентов не испытывают никакого улучшения по сравнению с состоянием до операции. А вот наш главный герой Уолтер Фримен вовсе не склонен был рефлексировать по этому поводу. Если хирургическое вмешательство гарантировано делает из буйных больных тихих, его следует использовать максимально широко! Для Фримена Мониш был настоящим идолом – единственное, чего, на взгляд американца, не хватало португальскому хирургу, так это бизнес-жилки.

Шла Вторая мировая война. Психиатрические лечебницы США – и в первую очередь госпитали Министерства обороны – были переполнены солдатами и офицерами, испытавшими шок при столкновении с жестокой реальностью войны. (В упоминавшемся уже фильме «Остров проклятых» причиной безумия главного героя стало потрясение, пережитое им в немецком концлагере Дахау, который он вместе с товарищами освобождал в 1945 г.) Их было очень много – тысячи, если не десятки тысяч – и одни только расходы на их содержание (еда, лекарства, медперсонал) грозили разорить американское военное ведомство. Тут-то как раз и пришлась ко двору лоботомия, оказавшаяся не только эффективным, но еще и дешевым методом: поставленная на поток, она позволяла в самые сжатые сроки «лечить» даже безнадежных больных – и выписывать их из государственных психушек, облегчая тем самым нагрузку на бюджет.

Уолтер Дж. Фримен быстро понял, что формула успеха описывается словами: «быстрее и дешевле». И упростил метод своего учителя Мониша почти до крайности.

Теперь ему не было нужды сверлить отверстие в черепе (процедура, на которую уходила почти половина времени и которая требовала наличия ассистента). Вместо этого Фримен использовал обычный нож для колки льда и хирургический молоток. Прикладывал нож к тонкой кости над глазным яблоком и одним точным ударом пробивал ее, вводя лезвие в мозг. Два-три вращательных движения ножом – и дело было сделано.

Уолтер Джексон Фримен II
Фримен проводит мастер-класс по лоботомии

Первой пациенткой, опробовавшей на себе новый метод, получивший название трансорбитальная лоботомия, стала 29-летняя домохозяйка Салли Эллен Ионеско, склонная к суицидальному поведению. Для начала Фримен провел «анестезию», вырубив Ионеско с помощью инструментов для электросудорожной терапии. Потом вонзил ей в глазную впадину свой «нож для колки льда» и движением рукоятки рассек волокна лобных долей мозга. При этом он заверил семью Салли, что операция устранит из душевной болезни Ионеско ее эмоциональную составляющую.

Удивительно, но эта варварская процедура не превратила Ионеско в овощ. Память Салли значительно ухудшилась, но она сохранила какую-то часть рассудка и вела «относительно нормальную жизнь». Но если Салли Ионеско можно, хоть и с натяжкой, считать примером счастливого исхода лоботомии, то другим пациентам Доктора «Мозгореза» повезло куда меньше.

Розмари Кеннеди

В 1941 г. Фримен и Уоттс провели одну из самых известных своих операций – лоботомию дочери видного бизнесмена и политика Джозефа Кеннеди, Розмари.

Розмари была третьим ребенком Джозефа и Розы Кеннеди и их первой дочерью. Полученная при рождении травма (кислородное голодание в следствие асфиксии) стала причиной отставания Розмари в развитии: добрая и веселая по характеру, она плохо училась, и в 15 лет читала, писала и считала на уровне ученицы четвертого класса, и с каждым годом ее отставание от сверстниц становилось все заметнее. Став старше, Розмари начала вести себя слишком вольно, убегала из католического пансиона, где воспитывалась, попадала в некрасивые истории.

В 1941 г. кто-то рассказал Джозефу Кеннеди о новом методе лечения, который гарантировал «успокоение» перепадов настроения и прекращение вспышек агрессии и злобы. Заинтересованный политик обратился к Фримену и Уоттсу. В книге Рональда Кесслера «Грехи отцов: Джозеф Кеннеди и династия, которую он основал» приводится рассказ Уоттса об этой операции (Уоттс говорит о себе в третьем лице):

«Мы прошли через верхнюю часть головы, я думаю, что она не спала. Она приняла слабый транквилизатор. Я сделал хирургический разрез в мозг через череп. Рядом со лбом. С обеих сторон. Мы только что сделали небольшой разрез, не более дюйма». Инструмент, который доктор Уоттс использовал, выглядел как нож для масла. Он повернул его вверх и вниз, чтобы разрезать ткани головного мозга. «Мы вставляем инструмент внутрь», сказал он. После того, как доктор Уоттс сделал разрез, доктор Фримен начал задавать вопросы Розмари. Например, он попросил её процитировать молитву Господню или спеть «Боже, благослови Америку» или считать в обратном направлении. … «Мы делали оценку того, на сколько делать разрез на основе того, как она отвечала». … Когда она начала говорить бессвязно, они остановились».

Розмари Кеннеди (слева) с сестрой Юнис Кеннеди Шрайвер

Врачи остановились, но было уже поздно. Состояние Розмари сильно ухудшилось. Ее умственное развитие деградировало до уровня двухлетнего ребенка – она перестала узнавать окружающих (единственным исключением была ее сестра Юнис), ее речь стала бессвязной, и она перестала контролировать свои движения. Несколько лет она прожила в частной психиатрической клинике «Крейг Хаус», а затем семья купила ей дом, где она и прожила всю свою оставшуюся жизнь – а жизнь эта была очень долгой. Розмари Кеннеди умерла в 2005 г. в возрасте 86 лет на руках у своей любимой сестры Юнис.

Эта неудачная операция не остановила Фримена, он продолжал и дальше заниматься тем, что приносило ему доход и известность – то есть лоботомией. Избавившись от Уоттса (позже тот утверждал, что сам покинул коллегу, разочаровавшись в эффективности его метода) он купил фургон, в котором помещалось все оборудование для операций, и принялся путешествовать по Соединенным Штатам, посещая психиатрические лечебницы, популяризируя свои взгляды и обучая персонал довольно простому методу трансорбитальной лоботомии.

За каждую операцию Фримен брал всего лишь 25 долларов – но число его пациентов исчислялось тысячами. Всего Уолтер Джей Фримен выполнил не менее 4000 лоботомических операций в 23 штатах страны, из которых 2500 операций были проведены с помощью «ножа для колки льда» (позже он изобрел специальные инструменты для проведения трансорбитальной лоботомии – лейкотом и орбитокласт. Со временем он превратил лоботомию в шоу – в газетах писали о «хирургическом театре Уолтера Фримена». Он мог, например, взять в каждую руку по лейкотому и отточенным движением загнать их в оба глаза. Он жевал жвачку во время операции и часто не мыл руки перед тем, как приступить к лоботомии, повторяя свою любимую поговорку: «Все, что живет – все гадит».

В 1967 г. семидесятидвухлетний Фримен выполнил свою последнюю лоботомию. Хелен Мортенсен, пациентка, завершившая длинный ряд жертв Доктора «Мозгореза», была своего рода «рекордсменкой» – она ложилась под «нож для колки льда» в третий раз! И третий раз стал для нее роковым – вскоре после операции Мортенсен умерла от кровоизлияния в мозг. Проведенное расследование показало, что эту участь разделили еще 100 пациентов Уолтера Фримена, а общее количество больных, умерших после лоботомии достигло 15% (не менее 600 человек!). Одному из пациентов Фримена особенно не повезло: в операционную вошел фотограф, чтобы запечатлеть знаменитого хирурга во время лоботомии, и тщеславный доктор принялся позировать, не выпуская из рук «нож для колки льда». Пока фотограф выбирал ракурс, инструмент случайно погрузился в мозг пациента слишком глубоко.

Присутствие фотографа во время операции могло удивить только тех, кто не знал, что выполняя трансорбитальную лоботомию, доктор Фримен не носил ни перчатки, ни маску.

Один из пациентов Фримена, Говард Далли (мачеха силой заставила его лечь под нож Фримена, когда ему было всего 12 лет) чудом не превратился в пускающего слюни идиота, но сумел мобилизовать свои душевные силы, вернулся к полноценной социальной жизни и написал книгу «Моя лоботомия», в которой подробно описал свои впечатления от операции, и то, как она повлияла на его жизнь. Читать эту книгу по-настоящему страшно, но она во многом изменила отношение американского общества к лоботомии. Впрочем, уже в конце 60-х годов, когда Фримен перестал оперировать, эта процедура считалась слишком травматичной и опасной: почти повсюду ей предпочитали более щадящие методы лечения. И тем не менее, статистика ужасает: с 1936 г. (первой операции Фримена) и до 1967 г. (его последней лоботомии) эта варварская процедура была проделана над 50 000 американцев.

И хотя точные цифры не известны до сих пор, можно предполагать, что многие тысячи пациентов – в том числе и вполне здоровых психически людей – были превращены в бессловесных и покорных зомби острым лезвием лейкотома, зловещего изобретения доктора Уолтера Фримена.

Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки». Макмёрфи в центре

Апелляция к феномену лоботомии происходит во многих известных произведениях голливудского кинематографа, среди которых преобладающими являются киноленты в жанре фантастического боевика и психологического кино. Доминирующим эффектом в результате лоботомии является вегетативное состояние пациента. Перед кинозрителем раскрывается возможность использования лоботомии как средства превращения пациентов в «обезличенных призраков», способных выполнять закодированные команды.

В современной кинокультуре подчёркивается возможность применения метода лоботомии в корыстных целях — как средства манипуляции сознанием индивидуумов. Само слово «манипуляция» изначально было медицинским термином хирургической сферы, но в XX веке стало применяться в общественном сознании как ключевой смысловой элемент психологических операций в информационной войне.

Многие годы в мировом информационном пространстве происходит манипуляция сознанием человечества с использованием метода двойных стандартов. Манипуляция сознанием – продуманный механизм воздействия на индивидуума или на общество с целью определенным образом повлиять на его действия, убедить в чем-то или изменить предпочтения. Манипуляция основана на подмене истинных причин событий мнимыми, дезориентирующими объект в нужном для манипулятора направлении. Это один из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами и так далее) путём создания иллюзии реальности и изменения представлений о событиях.

Часто блюди, близкие по мироощущению, по возрасту, образованию, окружению, интересующим их фильмам и книгам, по-разному интерпретируют одни и те же события. На основе одних и тех же источников информации, обладая хорошими IQ, они приходят ровно к противоположным выводам. Получается, что ни уровень образования, ни доступность информации, ни развитая способность логически мыслить не защищают нас от концептуальных ошибок в восприятии и интерпретации событий. Адекватное восприятие действительности связано с неискаженной информацией, мыслительной способностью человека и его логикой. А, если средствами массовой информации подается искаженная информация, то такие ошибки неизбежны.

Работа СМИ и различные политические мероприятия могут программировать психическое состояние населения, а также реакцию масс при таком воздействии на массовое сознание. Конечная цель таких усилийконтроль над населением, его управляемость и послушность.

Итак, если вы хотите увидеть самую ужасную карту в колоде Таро, то она перед вами. Это «Десятка мечей». Любой негативный Аркан показывает неблагоприятные события, но ни один из них не обладает фатальностью «Десятки мечей». Даже Смерть (XIII Аркан).

Проблемы, предрекаемые любым негативным Арканом, в конечном счете разрешаются, а вот «Десятка мечей» говорит, что все потеряно уже безвозвратно. Самое печальное, что даже никто не может человеку при этом помочь, хотя и пытаются. По этой причине «Десятка мечей» несет в себе символ кармической карты: неотвратимость событий, на которые никто не может повлиять.

Карта указывает на полный провал. Она приносит с собой острейшую боль, осознание фатальности, душевное опустошение. Даже близлежащие позитивные Арканы не способны в корне изменить ситуацию. Они могут только оттянуть печальный конец.

В некотором роде «Десятка мечей» перекликается со Смертью (XIII Арканом), однако в них есть существенная разница, которая говорит далеко не в пользу Младшего Аркана. У Смерти завершение процесса предсказуемое, логичное и ожидаемое, а вот в Десятке Мечей – это насильственный конец, который происходит внезапно, естественно, в самый неподходящий момент, когда человек попросту не готов перенести все тяготы происходящего.

Единственное, когда можно отнестись к «Десятке мечей» без переживаний – это когда она выпадает в конце тяжелых безрадостных событий. Тут она будет обозначать смерть именно этого периода. Что последует за этой картой – расскажут близлежащие Арканы.

Общее значение карты – окончание цикла; крушение надежд; бесповоротные потери; контрольный удар; качественные изменения жизни.

События – потеря сознания; выпускание ситуации из-под контроля; завершение процесса.

Сфера эмоций – болезненные разрывы; прекращение бесперспективных отношений; развод; отношения отмирают сами по себе с течением времени.

Особенности психического состояния – нервное истощение, умственные перегрузки, нарушение мозгового кровообращения, нарушения в работе мозга.

Итог – время испытаний, отсутствие перспектив, необходимость завершения некоторых жизненных сценариев.

В Гоэтии (Goetia) Десятке Мечей соответствуют печати следующих Демонов:

9 Paimon (Паймон)

9 Дух – Paimon (Паймон), Великий Король, дневной, 20 – 30° Близнецов, 11 – 20 Июня, Солнце – золото.

Всецело покорный Люциферу (Lucifer), он появляется в образе человека с великолепнейшей короной на голове, восседая на одногорбом верблюде. Перед ним шествует толпа Духов, похожих на людей, с трубами и другими музыкальными инструментами. У него громкий голос, он ревет при первом появлении, и Маг может не понять его речь, пока не заставит его выражаться более внятно. Может научить всем искусствам, наукам и разным секретным вещам. Может открыть, что такое Земля и как она удерживается на Водах, что такое Разум и где он находится; откроет все, что захочется узнать. Он дарует достоинство и требует того же. Обязывает и заставляет любого человека служить магу, если маг того пожелает. Дарует хороших друзей, которые могут научить всем искусствам. Его наблюдают на Западе. Он принадлежит к Чину Господств. Он правит 200 легионами Духов, часть из которых принадлежит к Чину Ангелов, а часть – к Чину Сил.

45-ый Дух Vine

45-ый Дух Vine (Вине) или Vinea (Винеа). Он – Великий Король и Граф, ночной, 20 – 30° Близнецов, 11 – 20 июня, Солнце – золото, Марс – железо.

Появляется в виде льва (или с головой льва), верхом на вороном коне, с гадюкой в руке.

Его служба – обнаруживать скрытые вещи, ведьм, колдунов и давать знание настоящего, прошлого и будущего. По команде заклинателя, он будет строить башни; разрушать огромные каменные стены и вызывать шторм на водах. Он управляет 36 Легионами Духов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *