Девятка дисков/ Madhouse Tarot

Таро Сумасшедшего Дома. Младшие Арканы

9 Дисков из Таро Сумасшедшего дома

Описание карты. Девятка Дисков, одухотворенная Земля, кусок мрамора, от которого достаточно отсечь лишнее, чтобы увидеть суть земной красоты.

Великолепие невозможно спрятать. Человек излучает его всем своим существом. Его превосходство и достоинство проявляется в каждой мелочи. Его не связать смирительной рубашкой. В этих путах оно проявит себя еще ярче и прекраснее. Безмятежность, смирение и свет изысканности удивительным образом уживаются в больной душе с бесконечной гордыней и манией величия.

Когда эти противоречия сходятся гармонично в одном человеке, он становится почти небожителем для многих. Все хотят его, тянутся к его чарующей сущности, желают приобщиться к его совершенству. Даже бесы расчищают его путь и склоняются перед его величием.

А ведь этот человек может находиться совсем рядом с нами. Быть может его частица живет в большинстве людей или он слепок с того идеала, к которому многие стремятся?

Перед нами Пауль Клее – беспрецедентно положительный герой в истории изобразительного искусства. Он прожил всю жизнь с одной женщиной, по вечерам музицировал дуэтом (один – на скрипке, другой – на фортепиано) с Кандинским, для сына Феликса стал прекрасным отцом и первооткрывателем волшебных миров. Во время Первой мировой войны он не стрелял, а в тылу наносил камуфляжный рисунок на самолеты. Он был вдохновляющим преподавателем, которого студенты слушали, затаив дыхание.

Пауль Клее (нем. Paul Klee, 18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, Швейцария – 29 июня 1940, Локарно, Щвейцария)

В авангардной школе Баухауз Пауля Клее называли Буддой и Святым Христофором. Студенты считали его гениальность абсолютной, а способность сочетать математическое, абстрактное с естественным, интуитивным — редким даром. Клее боготворили. Буддой студенты прозвали его за непоколебимое спокойствие и уравновешенность. Святым Христофором — за огромную внутреннюю силу, позволявшую вынести «всю тяжесть мира».

По легенде, Святой Христофор был человеком огромного роста, который однажды помог перебраться маленькому мальчику через бурный ручей. Он поднял малыша на плечо и ступил с ним в воду. Но с каждым шагом его маленький груз становился все тяжелее — и когда идти оказалось невыносимо трудно, Святой Христофор испугался, что они утонут вместе. И услышал от ребенка слова: «Я — Христос, твой царь, и несу с собой всю тяжесть мира». Святой Христофор — самый точный образ для Клее, считали его ученики. Для человека, который казался неприступным, мудрым и непостижимым, рядом с которым окружающие чувствовали себя недалекими и в первые минуты знакомства предпочитали помалкивать. Клее был очень земным с его любовью к миру, растениям, животным, предметам, геометрии, схемам, чертежам. И в то же время обитал в других мирах, никогда с самого детства не прекращая выдумывать.

Пауль Клее – первый художник, который назвал рисунки детей и сумасшедших настоящим творчеством (лет за 10 до того, как об этом начали писать первые книги). Теоретик искусства, который умел быть крайне несерьезным, когда говорил о главном. Пауль Клее – интеллектуал и визионер. Без противоречий. Он был уверен, что материальный и видимый мир – лишь один из миров, доступных человеку.

Пауля Клее с полным правом можно назвать пионером модернизма. “Новое искусство формирует не предметы, а ощущения по отношения к предметам. Художник воспроизводит не саму природу, а скорее закон природы”,- записал Клее в своем дневнике в июне 1905 года. Таким образом, он описывал существенный принцип своего творчества. Клее сам придумывал невидимые, но органически возможные формы.

Пауль Клее первым придумал автоматическое письмо, за что сюрреалисты запишут его потом в свои предшественники, он изобрел уникальные техники вроде процарапывания рисунка на затемненном стекле, за что его позвали учить студентов в авангардистском Баухаузе. Процесс создания для него был всегда важнее готового результата, становление – важнее чем признание. Клее рождается как художник медленно и с наслаждением.

Отменный рисовальщик, чуткий к переменчивым формам окружающего мира, Клее тем не менее долго не мог справиться с маслом и заставить цвет жить в картинах. До тех пор пока не съездил в Тунис. Это путешествие, совершенное в 1914 году (уже после нескольких персональных выставок, участия во второй выставке «Синего всадника» и в Первом немецком салоне в галерее «Штурм») освободит наконец в Клее художника, который всю жизнь будет свободен от –измов, от влияний коллег и мэтров, который всегда будет неожиданным даже по отношению к себе прошлогоднему. Пауль Клее начал наконец ощущать доверие к собственной колористике. “Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я – художник”,- записал он в дневник.

В процессе создания картин Клее позволял участвовать даже кошкам. Особенно кошкам. Фрици, Бимбо, Мыци, Нуджи, Негодяй — в семье Клее обязательно жила кошка. О кошках он писал в письмах и дневниках, кошки бродили по его мастерской и наблюдали за миром из окна его кабинета в Баухаузе. Клее шутил, что бесполезно скрывать от него что бы то ни было — его любимая кошка все видит и потом обязательно ему все расскажет.

Фото: Пауль Клее с котом Негодяем (Fripouille), фото Феликса Клее. Источник: www.nzz.ch

Однажды в двери художника постучал юный коллекционер из Америки. Он приехал без предупреждения, но с рекомендацией. Посетитель был под впечатлением: мало того, что он заранее понимал, что едет к самому почитаемому авангардному художнику Германии и преподавателю знаменитого Баухауза, его еще и угораздило подойти к дому, когда внутри кто-то виртуозно играл Баха на скрипке. (Клее вырос в семье музыкантов и с детства играл на скрипке). Американец не решался прервать пьесу и постучать, пока не прозвучат последние звуки. Когда Клее открыл, американский студент уже ожидал встретить как минимум небожителя.

Запинаясь, гость сообщил художнику, что хотел бы купить одну из работ. Клее провел его к столу с акварелями и дал возможность выбрать. Один лист был еще совсем свежий — краски не успели высохнуть. И вдруг на стол прыгнула кошка и решила пройтись по едва завершенной акварели. Американец запаниковал и поспешил прогнать кошку, которая лапой смазала каску. Хозяин улыбнулся и сказал: «Пусть идет. Когда-нибудь один из вас, ценителей искусства, будет недоумевать, как мне удалось добиться такого невероятного эффекта».

Пауль Клее. Маска актёра. 1924

Но почему же столь положительный и успешный человек – герой карты «Девятка дисков» в смирительной рубашке? Возможно, что здесь авторы Madhouse Tarot дают отсылку к самому неприятному и трагическому этапу в жизни Пауля Клее – в 1935 году ему диагностировали склеродермию. При протекании этого заболевания человек, действительно, оказывается скованным, каждое движение причиняет невыносимую боль. У него начинают воспаляться мелкие кровеносные сосуды, вокруг них разрастается соединительная ткань, а затем нарушается кровоснабжение всех органов человеческого тела. Лицо из-за поражения кожи и мимических мышц становится похожим на маску, оказывается неподвижным.

И вот что любопытно: Клее заболел в 1935 году, болезнь развивалась медленно, и до превращения его лица в маску дело дошло только в 1938-39 году, но на картинах художника такие застывшие, маскообразные, неестественные лица встречаются уже с начала 1920-х годов.

Нельзя однозначно сказать, что в последние годы своей жизни художник стал хроникером собственной болезни, и фиксировал ее этапы на картинах, но некоторые события очевидно получили свое отражение в творчестве. И болезнь фактически стала источником вдохновения для Пауля Клее.

На некоторых его рисунках можно увидеть некое существо, которое давится едой или не может есть. Это аллюзия на последнюю фазу болезни, когда художник не мог уже есть твердую пищу из-за разрастания стенок пищевода. Один из его последних рисунков – «Смерть и огонь», очевидно, передаёт его состояние после инъекций, с помощью которых врачи в то время пытались бороться со склеродермией (через повышение температуры стимулировать иммунную систему).

Пауль Клее. Смерть и огонь. 1940

Одна из самых последних картин, законченных Паулем Клее незадолго до смерти называется «Посудина с мазью», она изображает горшок с мазью, с помощью которой Клее пытался смягчить загрубевшую кожу лица.

Склеродермию и сегодня невозможно вылечить при всех новейших методах и технологиях, и то, что Пауль Клее смог даже в таком состоянии работать, а, главное, сохранить свою творческую индивидуальность, и даже в какой-то мере, вписать свои физические страдания в свое искусство, это действительно, уникальный случай в истории искусства. Он почти не вставал с постели, но за последний, самый тяжелый, год своей жизни написал рекордное количество работ – 1200!

Он мечтал когда-нибудь вырастить произведение искусства как растение. Он умел разговаривать со змеями, и они его слушались. Он мог, гуляя по парку, чувствовать себя частью Вселенной, как лист или кошка. Он оставался Человеком без Земного Гражданства, кораблем без якоря и получил гражданство Швейцарии только через неделю после смерти. Но тогда тогда Клее был уже далеко от Швейцарии…

Общее значение карты – необычность, исключительность, комфортная жизнь, защищенность, безопасность.

Событие – подъем на новый социальный уровень, «белая ворона», попадание в чуждую или новую среду, стягивание на себя большого внимания, социальная защищенность.

Сфера эмоций – взаимоотношения с причудами, необычные, яркая пара, высокие требования к партнеру, богатое одиночество, сложность в поиске достойного партнера.

Особенности психического состояния – индивидуализм, нарциссизм, высокомерие, отрыв от реальности, социофобия.

Итог – яркая индивидуальность, умение очень хорошо вести хозяйство, период высоких достижений, отрыв от простой и обыденной жизни, непонимание интересов обычных людей.

В Гоэтии (Goetia) Девятке Дисков соответствуют печати следующих Демонов.

17 Дух – Botis (Ботис)

17 Дух – Botis (Ботис), Великий Губернатор и Граф, дневной, 10 – 20° Девы, 2 – 11 Сентября, Меркурий – ртуть.

Вначале появляется в виде уродливой гадюки, затем, по команде мага, он принимает человеческий облик с огромными зубами и двумя рогами, неся в своей руке блестящий и острый меч. Он рассказывает обо всех событиях прошлого и настоящего, примиряет друзей и противников. Он управляет более чем 60 Легионами Духов.

53 Дух – Camio (Камио)

53 Дух – Camio (Камио), или Caim (Каим). Он – великий Губернатор, ночной, 10 – 20° Девы, 2 – 11 Сентября, Меркурий – ртуть.

Сначала появляется в образе дрозда, затем приобретает облик человека с острым мечом в руке. Он делает предсказания по горящему пеплу или углям. Он хороший спорщик. Его служба заключается в том, чтобы научить людей понимать всех птиц, мычание волов, лай собак и других существ, а также голоса вод. Он дает верные ответы о предстоящих событиях. Он принадлежал к Чину Ангелов, но теперь управляет более чем 30 Легионами Адских Духов.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Девятка мечей из Таро Сумасшедшего дома
Девятка Мечей
Madhouse Tarot
ЧИТАТЬ
Девятка Жезлов из Таро Сумасшедшего дома
Девятка Жезлов
Madhouse Tarot
ЧИТАТЬ
Девятка Чаш из Таро Сумасшедшего дома
Девятка Чаш
Madhouse Tarot

ЧИТАТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *