Смерть / Таро Эдгара Аллана По

Edgar Allan Poe Tarot. Старшие Арканы

Смерть/ Таро Эдгара Аллана По

СЮЖЕТ КАРТЫ: по произведению “Овальный портрет”.

Повествование в новелле «Овальный портрет» идёт от первого лица. Автор, путешествуя по Апеннинам со своим слугой, уставший, терзаемый лихорадкой и раной, нанесённой ему разбойниками при неясных обстоятельствах, остаётся на ночлег в старом замке. Автор мучается бессонницей и, чтобы убить время, занимает себя тем, что разглядывает картины в отведённой ему комнате, сверяясь с найденным там же томиком их описаний и историй их создания. Неожиданно он замечает портрет молодой красивой женщины, на который сначала не обратил внимания, так как он стоял в тени за колонной. Картина производит на автора столь сильное впечатление, что он вынужден зажмуриться, чтобы разобраться в своих чувствах. Наконец он понимает, что причина столь странной его реакции — в удивительной живости портрета. Заинтригованный, автор обращается к справочному томику.

В книге автор находит легенду создания картины. Портрет написал художник, без остатка отдававший все силы искусству. Из-за этого его невеста всегда была обделена вниманием, но не роптала, а покорно подчинялась возлюбленному. Однажды художник решил написать её портрет. Он работал неделями напролет, и всё это время его невеста терпеливо позировала ему. Портрет получался прекрасным, друзья художника в один голос говорили, что в нём он превзошёл себя. Увлечённый работой, художник не замечал, что молодая женщина всё больше и больше чахла. Наконец портрет был готов. Художник положил последний мазок и воскликнул, довольный своей работой: «Да, это сама жизнь!» Как только он произнёс эти слова, последние силы покинули его прекрасную натурщицу и она упала замертво.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

В новелле «Овальный портрет» читатель узнаёт историю о художнике. Перед читателем предстает образ романтика-творца, Художника, который «уже обвенчан был со своим Искусством». Этот Художник вступает в союз с прекрасной девушкой – союз между Художником и Красотой, который должен дать миру нечто идеальное. Автор многократно подчёркивает то душевное состояние, в котором находится художник в момент творения: «…вложил всю душу в это произведение», «…был он страстный человек, поглощенный своими мечтами», «предавался работе с безумным увлечением и взгляда не отводил от картины». Ясно, что художник был одержим Искусством, его мечтой было создание и познание Идеала через искусство. «Эта сама жизнь!» – восклицает он, очарованный своим творением. Как кажется, в конце поражен он больше не смертью своей красавицы-жены, а силой и могуществом своего Гения, своего таланта.

Отдельного внимания заслуживает образ девушки. «Юная, только расцветающая», очаровательная и радостная, тихая в своей любви и покорная в жертве, она отсылает нас к образу супруги Эдгара По, Вирджинии, и это родство придаёт образу девушки особую прелесть и романтическую тонкость.

Стоит отметить, что подобные образы в несколько изменённом виде можно наблюдать и в иных произведениях По. Так, образ лихорадочно – возбуждённого, воспринимающего мир воспалённым воображением героя имеет место в одной из наиболее знаменитых новелл Эдгара По «Падение дома Ашеров». А женские образы у По и вовсе в значительной степени сходны меж собою, и часто основаны на образе Вирджинии, «маленькой жены» писателя. Не лишним будет сказать и о том, что именно в 1842 году, году создания «Овального портрета», Вирджиния заболела туберкулёзом – в свете этого новелла приобретает оттенок мрачного пророчества и позволяет говорить о некотором родстве образа Живописца и самого Эдгара По.

Идея рассказа в странной связи Реальности и Искусства. В «Овальном портрете» Искусство и поклонение ему убивают настоящую Жизнь, воплощённую в образе прекрасной молодой женщины. Из этого можно сделать вывод, что у Искусства и Смерти общая природа, так как Искусство, как и Смерть, соперничает с Жизнью. Подобные взгляды были свойственны Эдгару По, он полагал поэзию «ритмизованной красотой», а самой поэтичной вещью на свете считал смерть молодой женщины (см. эссе «Философия творчества» — The Philosophy of Composition, 1846). Также важно отметить, что первопричиной смерти красивой женщины, в понимании По, является её собственная красота.

Кроме того, произведение содержит идею силы Искусства – оно может владеть умами и сердцами, забирать жизни и сохранять их в себе, нетленные и прекрасные. Можно отметить так же идею, связанную с любовью героини – её жертва во имя чувства, безмолвное страдание и тихая смерть нашли отражение в необыкновенной одухотворённости портрета, как бы бессмертным оттиском запечатлевшись на холсте.

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ:

Известно, что почти подобная история, но с более счастливым концом произошла и в реальной жизни. Джону Эверетту Милле было 19 лет, когда он с Данте Габриэлем Россети и Холманом Хантом основал Братство прерафаэлитов, и 22 года, когда он написал «Офелию» (в 1952 он завершил работу над картиной, с момента первой публикации «Овального портрета» на тот момент прошло ровно 10 лет).

Пять месяцев подряд каждый день, пока было светло, Милле приходил на берег реки Хогсмилл и писал пейзаж – решено было начать с него. Лютики, маки, незабудки, ромашки, васильки, крапива, вербейник, анютины глазки, фиалки, плакучая ива, ирисы – так важно было с научной точностью передать малейшие нюансы оттенков зелени, строение цветка и листьев, особенности каждого вида. Эта точность изучения и дотошность исполнения была для Братства прерафаэлитов и Милле, как одного из трех его основателей, главным принципом. Причем, вызывающим и революционным для своего времени. Прерафаэлиты заявили, что следовать природе нужно беспрекословно, ничего не игнорируя, все замечая. И готовы были отдаваться на съедение мошкаре и дрожать от ноябрьского ветра, чтобы справиться с этой задачей – никакая теплая студия с горящим очагом, на их взгляд, не могла заменить этой возможности пристально вглядываться и изучать.

Само собой, художники-прерафаэлиты не только писали природу британских речных побережий, не искажая и не теряя из виду мелких деталей – в изображении человека они тоже отказались от условности. Позировать обязательно должна натурщица. В этом стремлении к точности они дошли до того, что выбирали размер холстов с таким расчетом, чтобы передавать объекты в натуральную величину. Найти натурщицу, которая бы согласилась лежать неподвижно в ледяном ноябрьском ручье, вряд ли удалось даже самому именитому и обеспеченному художнику. Что уж говорить о недавнем выпускнике художественной академии. Элизабет Сиддал, бывшая продавщица из шляпного магазина, а теперь любимая муза прерафаэлитов, согласилась позировать в ванне. Чтобы девушка не замерзла во время сеанса, под ванной установили масляные лампы – это позволяло хоть немного сохранять воду теплой.

Однажды Милле так увлекся, что не заметил, как лампы погасли – Элизабет подхватила воспаление легких и едва не погибла, а художник потом получил от отца девушки требование оплатить все медицинские счета. К счастью, деньги у него были – «Офелию» сразу же после выставки в Академии искусств купил арт-дилер Генри Фаррел.

Джон Эверетт Милле. Офелия. Фрагмент
Джон Эверетт Милле. Офелия. Фрагмент

Несчастная возлюбленная Гамлета, обезумевшая от горя и покончившая с собой, теперь будет представляться чаще всего такой. Никто до Милле не писал её в этот жуткий момент – за секунду до смерти, делающей последний вдох. Когда картина участвовала в большой выставке Милле в Японии, кураторы не стали выбирать «Офелию» для промо-материалов и постеров – испугались, что её чарующая красота и мощь станут причиной самоубийств среди юных девушек.

ОПИСАНИЕ КАРТЫ:

На карте изображён овальный портрет, висящий на стене. Женщина на портрете пристально смотрит на нас. Как и Смерть, она – символ непобедимости. Рамка картины украшена черепом, который символизирует торжество Смерти, но увитые плющом края рамки предполагают, что Жизнь продолжается и после перемен и трансформаций.

Как вечнозеленое растение плющ во многих культурах (включая христианство) олицетворяет бессмертие и, вследствие характерной особенности цепляться за подпорки, дружбу и преданность. Это сложный символ, сочетающий в себе силу, устойчивость, рост и связь. Когда мы видим плющ, это напоминает нам о нашем собственном потенциале преодолевать препятствия, продолжать двигаться вперед и достигать новых высот.

Прекрасная картина резко контрастирует с грязно-зелёными обоями на стене, местами порванными.

Зеленый – это цвет с особой энергетикой. Он символизирует сразу несколько важных аспектов: во-первых, олицетворяет природу и растения. Во-вторых, это цвет здоровья и цвет самой жизни.

Но если обратиться к истории, то даже здесь прослеживается связь со смертью. Изумрудный зеленый или «Пари́жская зе́лень» -не просто оттенок, это название вполне определенной краски, при этом одной из самых смертельно-опасных. Иногда ее также называют «шва́йнфуртская зе́лень» – по названию города в Германии, где её изобрели. Эта особая зеленая краска была создана путем растворения сульфата меди в воде, а затем кипячения с окисью мышьяка и поташа (карбонат калия). Согласно инструкциям, получался жёлто-зеленый цвет, который затем превращался в конечный продукт путем добавления уксусной кислоты и ещё непродолжительного кипячения.

В конечном итоге получалась потрясающая краска медно-зелёного цвета, которая считалась одной из самых стойких красок, доступных в то время. Этот, созданный в 1814 году пигмент, вскоре стал очень популярным, причём использовать его стали не только в живописи, но и при окрашивании обоев и, к сожалению, при изготовлении одежды. К 1860 году журналисты стали всё чаще сообщать о случаях смерти детей, ведь всё чаще в интерьерах появлялись обои, окрашенные изумрудной зеленью. Также сообщалось и о женщинах-модницах, которые страдали от последствий отравления мышьяком после ношения изумрудно-зеленых платьев.

Контраст обветшалой обстановки и портрета напоминает также о быстротечности Жизни и вечности Искусства.

ПОСЛАНИЕ КАРТЫ: пришло время трансформации и мы должны принять этот период интенсивной реструктуризации. Такая смерть представляет собой феникса, восстающего из пепла. Трансформация – сложный, но часто необходимый аспект нашей жизни.

Вас ожидает завершение какого-либо дела, события, отношений. Это может быть и разрыв с другом, и развод, и отказ от свадьбы, и смерть близкого человека. Перемены давно назревали, и вот они начинают преобразовывать вашу жизнь. Порвать с прошлым будет непросто. Вы столкнётесь с болью и горечью утраты. Ваша задача – научиться принимать перемены и отпускать отжитое и ненужное. Только тогда в вашей жизни появится место для чего-то нового и лучшего. Смерть одного означает начало другого.

Карта Смерть также указывает на то, что пришло время собирать плоды. Вы долго трудились, получали знания, пора перейти на другой жизненный этап. Вы полностью переродились после какого-либо события или испытания и станете другим человеком. Вы расширили свои горизонты, и вас ожидает новая жизнь.

ПРЯМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: трансформация, преобразование, перерождение, резкие неожиданные перемены.

ПЕРЕВЁРНУТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: утрата, кризис, застой, безразличие, крушение надежд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *