Правосудие / Таро Эдгара Аллана По

Edgar Allan Poe Tarot. Старшие Арканы

Правосудие/ Таро Эдгара Аллана По

СЮЖЕТ КАРТЫ: по произведению “Похищенное письмо”.

Произведение «Украденное письмо» является третьим из трёх произведений Эдгара По о вымышленном сыщике Огюсте Дюпене, последовавший за «Убийством на улице Морг» и «Тайной Мари Роже».

Речь идет об истории письма, похищенного в удивительных и весьма поучительных обстоятельствах — истории, рассказанной злополучным префектом полиции, которому отведена классическая в сюжетах такого рода роль человека, который обязан найти пропажу, но вечно идет по ложному следу.

Действие рассказа происходит во Франции в эпоху Реставрации. Власть успела утратить к тому времени священный ореол, способный оградить её от кощунственных посягательств со стороны разного рода авантюристов.

Министр, сам человек высокого звания, непринужденно чувствующий себя в любом обществе и, судя по тому, что государственные дела обсуждаются им с королем и королевой наедине, пользующийся доверием королевской четы, обращает внимание на замешательство, с которым королева пытается скрыть от своего августейшего супруга присутствие на столе чего-то такого, что оказывается не чем иным, как письмом, авторство и содержание которого министр немедленно угадывает. Речь идет, разумеется, о тайной переписке. Если письмо остается лежать небрежно брошенным на столе, то именно для того, чтобы не привлечь к нему внимания короля. Именно на его невнимательность, чтобы не сказать его ослепление, королева и рассчитывает.

Зато министр, глаз у которого поострее, немедленно смекает, в чем дело, и начинает свою игру: отвлекая внимание присутствующих разговором, он вынимает из кармана якобы случайно оказавшееся там письмо, по виду своему слегка напоминающее предмет, которому с этих пор суждено стать пререкаемым. Повертев его немного в руках, он небрежно кладет его на столик рядом с первым. После чего ему, пользуясь невнимательностью главного персонажа, остается лишь спокойно взять это последнее и положить его в карман на глазах у не упустившей в этой сцене ни единой детали королевы, которой поневоле приходится смириться с тем, как уходит от неё компрометирующий её документ.

Что же было дальше? Королеве нужно во что бы то ни стало вернуть себе этот инструмент давления и шантажа. Она обращается за помощью к полиции. Полиция, специально для того, чтобы ничего не находить, и созданная, ничего, естественно, и не находит. Проблему решает Дюпен, который обнаруживает письмо именно там, где оно должно быть — в кабинете министра на самом видном месте, у него под рукой, едва замаскированное. Создается, разумеется, впечатление, что оно не должно было ускользнуть от внимания полицейских незамеченным, так как явно входило в зону их микроскопического обследования.

Чтобы завладеть им, Дюпен устраивает так, что на улице раздается выстрел. Пользуясь моментом, пока министр идет к окну, чтобы взглянуть, что случилось, Дюпен берет письмо и на место его кладет другое, где написаны им следующие слова: «План столь зловещей мести достоин если не Атрея, то Фиеста». («Атрей и Фиест» (1707) — трагедия французского драматурга Кребийона-старшего. Герои трагедии — братья-враги, согласно греческим преданиям, жестоко мстящие друг другу).

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Каковы персонажи этой истории? Их можно перечислить по пальцам. Есть в ней реальные персонажи — это король, королева, министр. Дюпен, префект полиции и еще тот агент-провокатор, который делает на улице выстрел из пистолета. Есть и статисты за кулисами, которые на сцене не появляются. Вот, собственно, тот список действующих лиц, который предваряет собой, как правило, текст любой пьесы.

Но есть и ещё один главный персонаж рассказа – это ПИСЬМО, перемещение которого определяет поведение и судьбу персонажей. Письмо – означающее, скольжение которого прочерчивает символическую цепочку. Персонажи рассказа – полицейские, сыщик Дюпен, король, королева, министр – оказываются в той или иной ситуации в зависимости от позиции, которую они занимают в отношении письма.

ИСТИНА, которая боится огласки — вот что такое это ПИСЬМО, смысл которого меняется от раза к разу. Попав в карман министру, оно уже совсем не то, чем было прежде, чем бы оно прежде ни было. Оно уже не любовное письмо, не доверительное послание, не предупреждение — теперь оно доказательство, аргумент. Представьте себе бедного короля, который, уязвленный до глубины души, обратился бы в короля, в одного из тех не отличавшихся благодушием государей, которым, как случалось это в истории Англии — почему-то всегда в Англии, — ничего не стоило закрыть на дело глаза, а потом взять да и отдать свою достойную супругу на суд и расправу, — представьте себе это, и вы сразу увидите, что адресат письма не менее проблематичен, нежели вопрос о его принадлежности. В любом случае с того момента, как оно оказывается в руках министра, оно по сути своей стало чем-то совершенно другим.

Каковы же варианты развития сюжета? Предположим, что министр ведет себя с нестерпимой бесцеремонностью. Он знает свое могущество и ведет себя соответственно. Королева же — надо полагать, что дела в государстве вершатся не без ее участия — ему подыгрывает. Предполагаемые желания всесильного временщика удовлетворяются, такого-то назначают на такое-то место, министру дают нужных ему сотрудников, ему позволяют формировать на глазах Королевской Палаты, более чем конституционной, желаемое ему большинство. Ничто, однако, не указывает на то, что министр хоть что-то сказал, хоть что-то у королевы потребовал. Наоборот — письмо у него в руках и он молчит.

Письмо действительно представляет собой страшное оружие, но, как отмечается это в самом рассказе, достаточно пустить его в ход, чтобы немедленно тем самым его лишиться. К тому же оружие это обоюдоострое. Совершенно неизвестно, как отреагировали бы на предъявление письма не только сам король, но и весь государственный совет, вся организация, которой подобный скандал коснулся бы. В конечном счете, поскольку гнет письма оказывается нестерпимым, министр занимает по отношению к нему ту же позицию, что и королева, — он не говорит о нем вовсе. Не говорит потому, что говорить о нем, как и она, не может. Уж одно то, что он не может о нем говорить, и приводит к тому, что он оказывается во второй сцене точь-в-точь в том же положении, что и королева, и не в состоянии похищению письма помешать.

Итак, письмо у Дюпена. Как ведет себя Дюпен? Обратите внимание на то, что между двумя визитами префекта полиции проходит немалое время. Завладев письмом, Дюпен, в свою очередь, не говорит о нем ни слова. Другими словами, владелец письма — в этом значение блуждающей истины как раз и состоит — обречен на то, чтобы держать язык за зубами. И в самом деле, кому он может о нем рассказать? Положение не из самых приятных.

Но вот префект полиции появляется снова и Дюпена расспрашивает. Тот рассказывает ему абсолютно изумительную историю. О бесплатной консультации. Речь идет об английском враче, у которого попытались однажды выудить рецепт в частной беседе: «Что бы вы посоветовали сделать больному, доктор? — Обратиться к врачу». Тем самым Дюпен намекает префекту, что гонорар будет не лишним. Тот немедленно подписывает чек, после чего Дюпен говорит: «Вот оно, в моем ящике».

Значит ли это, что Дюпен, этот удивительный, наделенный почти сверхъестественной проницательностью персонаж, превращается вдруг в мелкого спекулянта? Без сомнения, перед нами просто искупление тех злых чар, той “мана”, которая с этим письмом связана. И действительно, получив свой гонорар, Дюпен тут же выходит из игры. Дело не просто в том, что он передал письмо кому-то другому, а в том, что теперь мотивы его абсолютно для всех ясны — он свое получил и теперь он тут не при чем. Сакральное значение гонорарного возмещения ясно просматривается на заднем плане анекдота про врача-англичанина.

ПИСЬМО, что ушло от Дюпена в руки префекта полиции, а оттуда в секретный отдел безопасности, это письмо в новой, приданной ему Дюпеном форме, в гораздо большей мере служащее орудием судьбы. Так язвительно и жестоко сыщик отомстил министру за сыгранную когда-то с ним злую шутку. Открыв письмо, министр прочтет эти строки, которые прозвучат для него пощечиной: «План столь зловещей мести достоин если не Атрея, то Фиеста».

Если министру суждено будет это письмо открыть, ему действительно ничего больше не останется, как пожать плоды собственных поступков.

ОПИСАНИЕ КАРТЫ:

На карте Правосудие изображены герои рассказа: королева, министр и сыщик Дюпен. Королева сидит между двумя мужчинами, которые представляют баланс между добром и злом.

Королева, которая по статусу наделена властью и правом вершить правосудие, сама оказывается в роли заложницы. И лишь благодаря уму и хитрости Дюпена чудом выкручивается из компрометирующей её ситуации.

Перед ней на столе два письма: одно – погибель для неё, другое – погибель для министра-шантажиста (если он вздумает им воспользоваться). Письмо Дюпена в данном случае выступает орудием правосудия.

Также на столе стоят золотые весы обозначающие баланс и справедливость. Весы всегда стремятся прийти в состояние равновесия, но зачастую чаша весов может склониться в какую-то сторону, что и определяет вердикт правосудия. Важно, чтобы все поступки были учтены, так как даже одна маленькая капля в чаше может перетянуть весы в определённую сторону. Таким образом, карта сообщает нам, что Правосудие всегда воздаёт за то, что сделано, но делает это не спонтанно, а тщательно взвешивая все факты.

Над этим трио светит солнце витража, указывающее на просветление и знание.

Фиолетовый цвет платья женщины намекает на связь данного аркана с высшими сферами. Фиолетовый – последний из цветов видимого для нас спектра. Желтый цвет витражей за её спиной также символ Божественного присутствия.

ПОСЛАНИЕ КАРТЫ:

Честно взгляните на свои мысли и действия, убедитесь, что они соответствуют вашим ценностям. Под вопросом находятся моральные и этические последствия ваших решений. Стоит действовать с максимальной честностью.

В то же время у вас всегда существует выбор того, какие дела вы будете вершить – добрые или злые. Важно то, что любые ваши поступки рано или поздно будут вынесены на суд, человеческий или божественный. Правосудие, впрочем, не только карает.

Данный Аркан может также возвещать о том, что ваши поступки и усилия, которые были приложены в прошлом ждёт награда. Заслуженная награда.

ПРЯМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: закон, справедливость, истина, выбор, последствия, логика, интеллект, контракт.

ПЕРЕВЁРНУТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: нечестность, критика, дуализм, вина, стыд, несправедливый результат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *