Повешенный / Таро Эдгара Аллана По

Edgar Allan Poe Tarot. Старшие Арканы

Повешенный/ Таро Эдгара Аллана По

СЮЖЕТ КАРТЫ: по произведению “Колодец и маятник”.

Среди психологических состояний, особенно привлекавших внимание По-художника, главное место занимает чувство страха: страх перед смертью, страх перед жизнью, страх перед одиночеством, страх перед знанием, страх перед людьми, страх перед безумием. В то же время Эдгар По верил в силу человеческого разума и воли, которые не только могут превозмочь страх, но и подскажут выход из, на первый взгляд, безвыходной ситуации.

Так, герой рассказа «Колодец и маятник», которого Инквизиция приговорила к смертной казни, до последнего пытается спастись, избежать смерти. И в эти моменты он начинает ценить свою жизнь, какой бы жалкой и тяжёлой она ни была.

Действие происходит в 1808 году, во время Пиренейских войн. Рассказ ведётся от первого лица. Приговорённый к смертной казни приходит в сознание после продолжительного обморока в полной темноте. Он силится понять, где находится. Ему даже приходит мысль, что он умер и находится на том свете. Узник собирает все силы и медленно встаёт, двигается вперёд и натыкается на стену. Герой вспоминает ужасные рассказы о ловушках Инквизиции и понимает, что это и есть огромная каменная камера с ловушками. Пройдя вдоль стены, он пытается определить размер камеры. Двигаясь вдоль стены в кромешной темноте, пленник считает шаги, но спотыкаясь о камень, падает и теряет сознание, а когда приходит в себя, обнаруживает рядом с собой хлеб и кувшин с водой. Он встаёт и вновь пытается определить размер помещения, но вновь спотыкается на скользком полу, падает и понимает, что чудом не угодил в глубокий колодец. Именно это и была уготованная ему смертная казнь. Ещё шаг — и он упал бы в колодец, куда падали многие и умирали мучительной смертью, но волею Судьбы ему удаётся спастись от этой хитрой ловушки.

Узник с трудом засыпает, а когда просыпается, видит, что теперь он привязан цельным ремнём к скамье, а рядом снова стоит миска с едой (приправленным пряностями мясом), но воды уже нет. Пленника мучает жажда. Камера, которая как оказалась намного меньше, чем представлял герой, теперь немного освещена. К своему ужасу герой замечает, что сверху на него медленно опускается острый маятник, раскачивающийся из стороны в сторону. Это была вторая попытка казни.

Герой мучается от страха медленной и жестокой смерти. Кажется, что теперь казни не избежать, надежда на спасение тает с каждым взмахом маятника. Драматичность ситуации усиливают непрошеные гости – множество огромных крыс, вылезших из колодца, казалось, только и ждут его смерти.

Прожорливые грызуны всё время пытаются добраться до еды в миске, и только ценой неимоверных усилий герою удаётся отогнать их. (Чтобы иметь возможность взять еду, одну его руку палачи оставили свободной от пут до локтя). Но всё же пронырливым зверькам удаётся сожрать почти всё, что было в миске, оставив лишь жалкие объедки.

Когда маятник был уже почти внизу, герою неожиданно приходит светлая мысль. Свободной рукой он натирает ремень жиром, оставшимся от мяса, и замирает. Прожорливые хищники тут же взбираются на него и начинают грызть ремни.

В последний момент пленнику вновь удаётся избежать смерти, освободиться от пут и уползти из опасной зоны.

Казалось, что всё кончено, но герой понимает, что инквизиторы наблюдают за каждым его шагом и не отпустят. Страшный маятник исчезает, но вместо него в камере начинают сжиматься раскалённые металлические стены, подталкивая узника к колодцу, заставляя его прыгнуть в него. Заключённый почти теряет сознание, ещё мгновение и он ступит в колодец. Но в последний момент его хватает чья-то рука. То оказывается генерал Антуан Лассаль. Французские войска входят в Толедо. Инквизиция теперь во власти своих врагов.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Хотя в рассказе фигурирует историческое лицо — наполеоновский генерал Лассаль — его историческая достоверность близка к нулю. В описываемый период в Испании практически не действовала Инквизиция. Во времена же её могущества методов казни, описываемых По, она никогда не использовала. Некоторые из них, например, сжимающаяся железная башня, едва ли вообще технически выполнимы в технологиях того времени. Таким образом, описание чудовищной камеры смерти ничто иное, как художественный прием, помогающий автору передать неистребимое желание человека выжить, демонстрируя при этом трезвость рассудка и упорство воли.

ОПИСАНИЕ КАРТЫ:

На карте мы видим молодого человека, привязанного к камню и на него, раскачиваясь, опускается острый маятник. Маятник – здесь атрибут Смерти, Смерть выступает как Часы, Время – способ сокращения человеческой Жизни.

Серая атмосфера карты указывает на чувство усталости и изоляции, красный цвет его рубашки символизирует волю к Жизни, желтый оттенок брюк указывает на интеллект и способность решать проблемы.

Вокруг героя снуют в поисках пищи крысы. В целом крыса символизирует интеллект, находчивость и приспособляемость, что делает её мощным символом выживания в сложных ситуациях.

Одна из самых примечательных черт крыс – их невероятная адаптивность. Это означает, что они могут легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды, включая изменения в источниках пищи, климате и условиях жизни. С духовной точки зрения крыса символизирует способность процветать в трудных ситуациях, будучи находчивой и гибкой. Так например, известно, что способность крысы сгибать и деформировать своё тело позволяет ей проходить через небольшие пространства, в которые другие животные не могут помещаться. То есть с духовной точки зрения это говорит о важности гибкости и адаптации в жизни, поскольку жёсткое мышление и нежелание приспосабливаться могут ограничить нашу способность к успеху.

Герой подобно этим грызунам переживает трансформацию. Из пассивного наблюдателя, ожидающего Смерть, он превращается в неутомимого борца за Жизнь, желая продлить каждое её мгновение.

И это позволяет ему трехкратно избежать гибели: падения в колодец, лезвия раскачивающегося маятника, тисков раскаленных стен камеры, что соответствует мучительной смерти (на дне колодца искалеченный пленник страдал бы от ран и увечий), милосердной (быстрой гибели от лезвия маятника), преступной т.е. самоубийства смерти как избавления от мук (жар и сдавливание стен камеры толкнули бы героя на прыжок в бездну колодца).

Первую казнь герою удалось избежать чисто интуитивно. А ведь и крысы с давних времён славятся своей интуицией и сверхчувствительностью: всем известно, что если судовые крысы покидают корабль, то он обречен. Причём они начинают бежать с него еще в порту, когда, казалось бы, ничего судну не угрожает.

Вторую казнь он избежал благодаря своему интеллекту, хитрости и находчивости. Намазав путы жиром, позволил грызунам их съесть.

А третье спасение – это уже Вселенная, услышав героя и оценив его духовный рост, сделала шаг ему навстречу.

ПОСЛАНИЕ КАРТЫ:

Может быть неприятно чувствовать, что жизнь приостановилась, но это необходимая часть вашего путешествия. Если вы не остановитесь и не подумаете о своем следующем шаге, Вселенная сделает это за вас.

Повешенный обычно означает затягивание, зависание ситуации. И ускорить процесс не удастся. Повешенный часто указывает на то, что человек зашел в тупик. Однако за внешней неподвижностью скрывается необходимость что-то переосмыслить в жизни и произвести перемены – как в ней самой, так и во взгляде на неё. Повешенный – это затруднение, но затруднение преодолимое. Ситуация, которая требует от человека большого напряжения, давая ему, однако, возможность раскрыть себя.

ПРЯМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: сдаваться, пауза, отстранение, жертва, ограничение, рефлексия.

ПЕРЕВЁРНУТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: заторможенность, нерешительность, сопротивление, страх.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *