Рыцарь мечей/ Madhouse Tarot

Таро Сумасшедшего Дома. Младшие Арканы

Рыцарь мечей/ Madhouse Tarot

Описание карты. Рыцарь Мечей, по сочетанию стихий Воздух Воздуха, полет мысли, предельно обостренное восприятие, переполненность необыкновенными идеями.

Перед нами Сногсшибательный Дали. Рыцарь эпатажа с острыми иглами усов, причудливыми фобиями и фантастическим талантом.

Дали — это как приговор к феерии, он невероятнее единорога и красочнее радуги. Говорят, что люди сходят с ума, если слишком долго смотрят на его картины, а в его музей в каталонском городке Фигерасе практически ежедневно вызывают неотложку, так как с посетителями происходят припадки, обмороки и панические атаки. Некоторым видится даже сам художник, струящийся из-под плинтуса в одном из залов, ибо всем известно что где-то здесь, под полом, он и похоронен — согласно его завещанию.

С другой стороны, мы можем назвать как минимум одного человека, который безотрывно смотрел на работы Дали десятилетиями и остался в здравом рассудке. Это Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь.

Художник, график, скульптор, режиссер и писатель Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерас в Каталонии в обеспеченной семье нотариуса. Он рос смышленым, но капризным и неуправляемым ребенком.

Многочисленные комплексы и фобии — например, страх перед кузнечиками — мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии, но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки. Одноклассники относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерик.

В жизни мальчика не задалась не только дружба, но и учеба. Покинув в 1918 году Академию братьев ордена маристов в Фигерасе, в 1921-м он поступил в Королевскую академию изобразительных искусств Сан Фернандо в Мадриде.

Сальвадор Дали
Сальвадор Дали

Он с детства хорошо рисовал и решил стать профессиональным художником. И стал им. Дали действительно прекрасный график, у него все идеально с линией, с чувством цвета, с рисовкой, с анатомией и композицией. Он безостановочно копировал рисунки да Винчи и гравюры Дюрера, копировал и других авторов, но эти двое оказали, пожалуй, самое сильное влияние на его творчество. В Школе изящных искусств в Мадриде Дали считали блестящим студентом, он получал премии, его хвалили за удивительное мастерство, но…

Собственно, это «но» можно созерцать во всех работах Сальвадора, даже в самых зрелых. Его работы технически очень хороши, но преподаватели не немели потрясенно над его рисунками и холстами, не застывали перед ними в изумлении… До того самого дня, когда студентам поручили нарисовать образ Мадонны. Все нарисовали Мадонну, а Сальвадор нарисовал весы — очень красивые, с медными чашами и гирями. И вот тут его учитель впервые остолбенел. Особенно когда Сальвадор сообщил ему, что это и есть Мадонна. Ее суть. Он ее так видит.

Все были озадачены, все размышляли, все пытались понять… То, чего так не хватало Дали-творцу, хлынуло в его жизнь мощным потоком.

С тех пор этот рецепт в неизменном виде художник применял всю свою жизнь. У него все хорошо с логикой, поэтому ему легко ее топтать. Он рисует Вильгельма Телля в образе Ленина с гигантской ягодицей на костыле, он лепит женщину с ухом на носу, он украшает стены домов гипсовыми батонами и расплющенными жареными перепелками.

Сальвадор Дали с муравьедом

Этот механический абсурд не имеет ничего общего с той силой, с которой реальное душевное нездоровье диктовало свои мрачные тайны Ван Гогу или Врубелю, но людям со стороны не так просто увидеть разницу.

Конечно, периодически раздавались голоса, сообщающие: «Здесь нет ни на столечко смысла!» и «А король-то голый!» Но этот король в целом не против наготы. Она уж точно нравится ему больше тишины и безразличия.

Прогуляться с муравьедом на поводке, появиться на вечеринке в костюме, украшенном пузырьками с дохлыми мухами, сделать одеколон из рыбьего жира и овечьего дерьма, прибыть на открытие своей выставки в гробу в компании сотни ползающих по «покойнику» улиток — это пожалуйста. Швыряться мокрыми кошками? Нет проблем.

Вот рисунок, который вряд ли вызовет интерес — абрис кого-то с нимбом. Но если написать на нем «Иногда я плюю на портрет моей матери», то он станет центром выставки и будет упомянут (с осуждением, подобающим временам и нравам) во всех рецензиях.

Провокационные, эпатажные и ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою умершую мать и даже не представлял, к чему это приведёт. Возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным поступком.

Из-за этой надписи Дали разругался с отцом, который пообещал, что ноги сына-мерзавца не будет в его доме без приличествующих извинений.

В 1926 году его выгнали из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 20-х годов создаёт ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро. В 1929 году участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоёвывает популярность.

Гала и Дали
Гала и Дали

Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.

Большое влияние на творчество Сальвадора Дали оказали Зигмунд Фрейд и Пабло Пикассо, а также сюрреалистическая группа Андре Бретона. В 30-х годах он разработал «параноико-критический метод», который предполагал иррациональное познание, основанное на субъективной объективации несопоставимых ассоциаций и интерпретаций.

С бедностью фантазии художник сражается, во-первых, механически, используя банальные приемы повышения креативности типа «открой словарь наугад в двух разных местах и теперь попытайся найти что-нибудь общее у капусты и синхрофазотрона».

Кроме того, он подстегивает воображение депривацией сна — доводит себя до сонной одури, засыпает в кресле со стаканчиком над жестяным тазом, чтобы, когда рука во сне разожмется и стакан с грохотом упадет, проснуться и попытаться ухватить за хвост ускользающие сонные видения.

Сальвадор Дали

Да, Дали — слабый фантазер, как бы парадоксально это ни звучало. Более того, он даже не художник в привычном значении этого слова. Нет никакой уверенности в том, что на необитаемом острове он рисовал бы собственной кровью на камешках. Его искусство — это прежде всего метод, которым он выдаивает из вымени мироздания нужное ему молоко: славу, гордость, самоуважение, ну да, и деньги.

К деньгам он всегда был неравнодушен. Недаром еще один друг Дали, поэт Андре Бретон создал к его имени Salvador Dali — кличку-анаграмму Avida Dollars («Алчный до долларов»).

При жизни Дали стал одним из самых дорогих художников мира. И этому немало поспособствовали мухи, улитки и муравьеды, ибо в области рекламы Дали был безусловным гением, уж тут сомнений быть не может.

Дали практически не пил алкоголя. А наркотики, без которых не существовала в то время богема, вызывали у него стойкую неприязнь. Если не считать пары экспериментов ранней юности, он даже не проявлял к ним любопытства — только отвращение и, если угодно, страх. Свою удивительную для той эпохи воздержанность он объясняет так: «Наркотики мне не нужны, потому что я сам — наркотик».

Дружба с сюрреалистами оборвалась в 1936 году после прихода к власти диктатора Франко. Последователи марксизма были шокированы увлечением Дали диктатурой, что закончилось исключением из группы.

В ответ Дали: «Сюрреализм — это я». Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды не принимали всерьёз.

В 1937 году художник посетил Италию, здесь он черпает вдохновение в произведениях Ренессанса. Его собственный стиль дополнили различные черты академизма. Однако Дали по-прежнему выплескивает на холст многочисленные сюрреалистические фантазии.

Картина "Слоны"
«Слоны» — картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1948 году.
Сальвадор Дали

Но суть в том, что за свое рацио, за крепкий рассудок этот прогуливатель муравьедов держится всеми когтями, как всякий истинный рационалист понимая, что больше у него нет ничего.

В «Дневнике одного гения» он честно пишет: «Основное мое отличие от сумасшедшего состоит в том, что я — не сумасшедший». А когда-то Сальвадор даже осаждал Зигмунда Фрейда, требуя признать себя неизлечимо, безнадежно сумасшедшим. Отвязаться от него отец психоанализа смог, только подтвердив, что Сальвадор — очень импульсивный и, можно сказать, в какой-то степени фанатичный человек. Дали был в восторге.

Его математически продуманные, безупречно выверенные картины-иллюзии — лучшее подтверждение тому, что ремесло в творчестве Дали не просто главный, а часто единственный участник шоу.

Общее значение карты – переполненность нестандартными идеями, мыслями и проектами, которые могут сталкиваться между собой, враждовать, тормозить воплощение друг друга, но чаще, одержимость одной идеей и болезненное желание достичь цели любой ценой.

События – необходимость балансировать на острой грани стремительно развивающихся ситуаций; дела, несущиеся в одном направлении; на пути этого болида лучше не становиться, потому, что существует опасность оказаться жертвой чужих столкновений. Срочный отъезд или неожиданный приезд важных людей или родственников. Происходящее напоминает боевик; экстрим.

Сфера эмоций – недоверчивость, подозрительность, чрезмерное постоянство в любви, дружбе и вражде, грубость, резкость, эпатажное поведение, неумение прощать, непоколебимая уверенность в своей правоте и непогрешимости.

Особенности психического состояния – фанатизм, фиксация на идее, одержимость, панические атаки, неожиданные и редкие формы фобий.

Итог – нестандартные идеи и решения, проявление упорства, самоуверенности в достижении целей; навязывание своих идеалов другим, иногда узколобость, агрессивность, склонность вершить
самосуд.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Верховная Жрица/ Madhouse Tarot
Верховная Жрица
Madhouse Tarot
ЧИТАТЬ
Рыцарь Жезлов из Таро Сумасшедшего дома
Рыцарь Жезлов
Madhouse Tarot
ЧИТАТЬ
Рыцарь Дисков из Таро Сумасшедшего дома
Рыцарь Дисков
Madhouse Tarot

ЧИТАТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *