Дьявол/ Madhouse Tarot

Таро Сумасшедшего Дома. Старшие Арканы

15 Аркан Дьявола из Таро Сумасшедшего Дома

Описание карты. Дьявол, порождение иного мира. Иллюзия он или реальность? Его багровая тень возникает из вихря галлюцинаций. Он навязчиво появляется перед глазами, как помехи на телеэкране и мешает видеть и воспринимать мир. Лезет в голову и нагло болтает там всякую чушь. Он похож на злобного, лукавого врага, который поселяется одновременно и внутри, и снаружи. Хочешь его прогнать, но он не желает уходить, взрывает голову, путает мысли, толкает на опасные поступки. Хочешь вырвать его из своего сознания, но он оказывается частью тебя. Тогда начинаешь осознавать, – каждый порождает своего демона сам.

Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу Дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо, за что художник поплатился сумасшествием и слепотой…

Образ Демона действительно не давал художнику покоя на протяжении всей жизни…

Весной 1881 года, не успев окончить Академию, Врубель приезжает в Киев. Ему предстояло написать на месте не сохранившихся фресок новые и восстанавливать старинные византийских росписи XII века вместе с местными мастерами, работавшими под руководством художника и педагога Николая Мурашко. Работа затянулась на долгие годы, и это время определило дальнейшую творческую и личную судьбу гения.

Судьбоносной стало знакомство с Эмилией Праховой – супругой его нанимателя (Адриана Прахова). Молодой художник без памяти влюбился в эту дерзкую, остроумную и своенравную женщину.

Врубель. "Богоматерь с младенцем" (фрагмент)
“Богоматерь с младенцем” (фрагмент)

Она была на десять лет старше и у нее уже было трое детей. Но Врубелю было все равно, для него Эмилия была его Прекрасной Дамой, Музой, чей образ он писал в многочисленных портретах и даже изобразил ее на иконе «Богоматерь с младенцем» в Кирилловском храме.

Если любовь – это сумасшествие, то именно тогда художник и потерял разум. Как отвечала Эмилия на открытое проявление чувств молодого мастера не известно: после смерти Праховой, согласно ее завещанию, вся переписка с Врубелем была сожжена. Но романа возникнуть не могло. Адриана Прахова поначалу забавляла романтическая увлеченность художника, на гране культа, но потом начала раздражать. Поэтому он отправил Врубеля в Италию – для изучения памятников византийского искусства. По дороге в Венецию Врубель «загулял», да так что, что художник Самуил Гайдук, исполнявший росписи по эскизам Михаила Александровича, вынужден был ждать его два дня.

По возвращении одержимость Эмилией стала еще сильней. Говорят, после приезда он немедля сделал предложение возлюбленной, причем, о намерении жениться сразу ее мужу. После этого Прахов начал побаиваться одержимости Врубеля, а Эмилия возмущалась его инфантильностью.

Все это не остановило Врубеля. Он тратил последние деньги, чтобы поразить свою возлюбленную. Он мог написать картину на заказ, принести ее к ногам любимой, а после отказа принять, разорвать на кусочки.

Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело – резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. «То были большие белые шрамы, их было много», записал Коровин в своих воспоминаниях, ему Врубель объяснил разрезы так: «Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались»…

В конце концов он начал искать забытья в вине и случайных связях, попал под суд за долги. Чтобы рассчитаться, был вынужден работать маляром на стройках и полотером в кабаках. Тогда-то художник и нарисовал своего первого Демона – с огромными глазами Эмилии Праховой.

Врубель. Демон
Михаил Врубель. Голова Демона

В этот период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец — Александр Михайлович Врубель. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём… Больно, горько до слёз». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики, и у Академии художеств. Художник уничтожил картину…

Однако образ Демона уже прочно закрепился в душе художника.

В 1890 году Врубелю заказали иллюстрации к юбилейному двухтомнику Михаила Лермонтова. Вдохновившись поэмой «Демон», он начал работу над картиной, которая получила название «Демон сидящий».

Михаил Врубель. "Демон сидящий"
Михаил Врубель. “Демон сидящий”

О работе над картиной Михаил Александрович сообщал сестре в письме 22 мая 1890 года:

…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а «демоническое» — полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами

В этой работе художник использовал технику «кристаллической» живописи: наносил краску широкими, короткими мазками не кистью, а мастихином, специальной лопаткой, что создавало эффект мозаики, витража, переливов граней драгоценного камня. В образе Демона сочетаются мужские и женские черты, поэтому некоторые современники говорили, что в нем можно увидеть сходство с Эмилией Праховой.

Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Окружающие его цветы — это холодные кристаллы, воспроизводящие изломы горных пород. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака. Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос…

К образу Демона художник вновь и вновь обращался на протяжении всей своей жизни.

В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа» (так в пифагорейской школе демоны отождествлялись с душами, не теряя, однако, своего специфического характера, ибо души бывают разного рода: на небе они — боги, на земле — люди, а в срединном пространстве — демоны). Это понимание очень роднит живописца с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».

Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый».

Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным» (1902 г.). С ноября работа над «Демоном поверженным» вошла в стадию исступления. Н. Яремич свидетельствовал об этом так:

Всю зиму Врубель работает с страшным напряжением. Вместо обычных трёх — четырёх часов, он работает по 14, а иногда и больше, — при искусственном освещении, никуда не выходя и едва отрываясь от картины. Раз в день он надевал пальто, открывал форточку и с четверть часа вдыхал холодный воздух, — это он называл своей прогулкой. Весь поглощённый работой, он стал нетерпимым ко всякой помехе, не хотел видеть гостей и едва разговаривал с своими. Демон уже много раз был почти закончен, но Врубель снова и снова его переписывал…
Врубель. "Демон поверженный"
Михаил Врубель. “Демон поверженный”

А в 1903 году случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.

С тех пор и до самой смерти (1910 г.) Врубель жил в клиниках, а в краткие моменты просветлений создавал выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу Дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.

Общее значение карты – все то, что связано с материальным миром: большая физическая сила, соблазн, приманка, зависимость и одержимость, духовная слепота и слабость, неотвратимый рок, предательство.

События – попадание в зависимость в различных аспектах: материальную, сексуальную, эмоциональную, долги, поворот от духовности к материализму, вовлеченность в игры власти, во все удовольствия, которые можно получить от жизни, проявления тщеславия; участие в криминальных формированиях и разборках; всякого рода незаконные действия, совершение подлога, нарушение обязательств.

Сфера эмоций – эмоциональная и сексуальная зависимость от партнера, сковывание его инициативы, манипулирование, требование покорности; отсутствие выбора; страсть, похоть, сексуальные извращения, брак по расчету; невозможность прервать отношения по разным причинам.

Особенности психического состояния – разные виды физических и психологических зависимостей (аддикций), в том числе на генетическом уровне, состояние аффекта, стремление к власти, как компенсация низкой самооценки, одержимость бесами, как проявление психического расстройства – шизофрении, психоза и т.п., фанатизм.

Итог – получение удовольствий от жизни, ресурсный период, много сил и власти, искушение вершить чьи-то судьбы, манипулировать и управлять окружающими, проявление насилия, силы, усилия.

Древо Сфирот

Тропинка (Pass) на Древе Сфирот в соответствии с системой Ордена “Золотой Зари” между Сефирами Ход и Тиферет, которую пройти очень трудно, потому что в процессе интенсивной трансформации разум подвергается испытаниям. Переходя из Ход в Тиферет, от самосознания к духовному просветлению,
разум радикально меняется. Путь представляет собой вызов целостности сознания. На нем можно встретить своего личного Бога, и это видение появляется искаженным, либо кристально чистым. Восприятие этого откровения определит способность человека развиваться за пределами своих ограничений или
остановиться, достигнув личной власти. Этот Путь инициации либо сильно изменит сознание, либо его уничтожит.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС КАРТАМ MADHOUSE TAROT (нажмите на рубашку и получите ответ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *