Восьмёрка мечей/ Madhouse Tarot

Таро Сумасшедшего Дома. Младшие Арканы

Восьмёрка Мечей из Таро Сумасшедшего дома

Описание карты. Восьмёрка Мечей, застывший воздух, безветрие, скованность порыва и мысли.

Смирительная рубашка и ремни не дают свободно двигаться и дышать. Тело в плену, мысли в пелене. Яблоки грустно разбросаны по полу. Милосердный собрат по палате пытается накормить. Куда от него сбежать? Он добрый, но сутками напролет говорит не умолкая, смеется своим шуткам, навязывает заботу. Хочется отшвырнуть его от себя, вырваться из пут, разрушить эти тоскливые стены. Бежать прочь, без оглядки. Свобода, где ты? Она безмолвствует. И лишь равнодушное лицо санитара виднеется в смотровом окошке платы. Телу не вырваться из неволи. Но можно не есть и так отказаться от тела. Пусть улетает душа.

Кто наш герой, скованный путами? Знаменитый Бастер Китон — ровесник кинематографа, наиболее известен своими немыми фильмами, в которых его фирменным знаком стало невозмутимое выражение лица, за что получил прозвище «Великое каменное лицо». Он создавал свои фильмы, когда новое искусство только искало свой язык. И тем не менее его картины смешат зрителя до сих пор, а режиссеры и актеры продолжают черпать вдохновение в его творчестве.

Бастер Китон

К 22 годам Китон был востребованным актером мюзик-холлов. Он заключил контракт с престижным театром, но всё изменила случайная встреча со звездой немого кино Роско «Толстяком» Арбаклом. Именитый комик предложил Бастеру небольшую роль в «Помощнике мясника». Китон сыграл незадачливого покупателя, который получил по голове мешком муки. Вырубился начинающий актер по-настоящему, пролежав без сознания почти полчаса, а когда очнулся, то принял судьбоносное решение — навсегда оставить сцену и полностью посвятить себя кинематографу. Китон и Арбакл стали друзьями и постоянными партнерами на экране, за два года создав десятки успешных комедийных короткометражных фильмов.

«Помощник мясника» стал дебютом не только для Китона, но и для его знаменитого непроницаемого выражения лица и шляпы в форме «свиного пирога» — невысокой, с плоской верхней частью. «Честно говоря, я был так занят тем, что делают в кадре мои руки и ноги, что совершенно не думал, как поживает мое лицо. Уже позже, просматривая материал, я увидел его каменное выражение» — так объяснил Бастер рождение своего фирменного образа неулыбающегося человека.

Арбакл и несколько других меценатов помогли Китону практически за бесценок купить так называемую «старую студию Чаплина», где великий комик в действительности не снял ни одного фильма. Собственно, Китону принадлежали 25 процентов студии, но зато он располагал абсолютной творческой свободой. И 25-летний режиссер начал творить. «Сценарии всех моих фильмов, даже полнометражных, умещались на почтовой открытке». Бастер считал, что самое важное — это придумать начало и конец фильма. Все, что в середине, сочинялось уже непосредственно во время съемки. Сценаристам на студии пришлось бы несладко, поэтому их там и не было.

Основой всех фильмов Бастера были гэги, то есть нелепые и оттого смешные приемы. Любая инициатива, импровизация и валяние дурака в кадре приветствовались. Операторы Китона были приучены не выключать камеру, даже если в кадре происходило что-то странное. Фильмы выходили один за другим: «Соседи», «Три эпохи», «Невезение», «Лодка», «Наше гостеприимство», «Шерлок-младший», «Генерал», «Кинооператор» и множество других.

В среднем студия Китона выпускала по два полнометражных фильма в год и еще больше короткометражек. Китон сам не заметил, как стал богачом.

Бастер Китон

Несмотря на то что Бастер постоянно был в центре внимания, он не отличался коммуникабельностью. Журналисты, бравшие интервью у Китона, возвращались в редакции озадаченные, а часто и без стоящего материала: разговорить комика было непросто. Многие мечтали войти в ближайший круг друзей Китона, но он был пристрастен в выборе знакомых. Верный признак того, что Бастер все-таки решил включить кого-то в круг приближенных, — если он начинал над этим человеком подшучивать.

Пожалуй, главную характеристику творчества Китона можно выразить словом «точность». Точность жеста и мимики, точность в постановке камеры. Всё это создавало на экране эффект «чистоты линий», где нет ни одного лишнего кадра. Китон, как бесстрашный математик от кино, просчитывал все свои невероятные трюки, в которых малейшая ошибка могла стоить ему жизни. При этом почти все трюки он снимал с одного дубля и без репетиций. Операторы в команде Китона под страхом увольнения могли прекратить съемки только по команде «стоп» или… в случае его гибели. 

Один из самых известных своих трюков Китон выполнил во время съемок фильма «Пароходный Билл-младший» (1928). В конце картины на главного героя падает целая стена дома. Вся съемочная группа умоляла режиссера отказаться от этой безумной затеи. Но Китон был непреклонен, заверив, что всё получится, главное — правильно произвести расчеты. Бастер должен был стоять на месте, куда фасад дома упадет раскрытым окном. С каждой стороны от него был зазор всего в пять сантиметров. Он погиб бы на месте, если бы немного ошибся и конструкция упала на него. Во время съемок эпизода все находившиеся на площадке люди отвернулись, включая перепуганного оператора. Послышался грохот, перед потрясенными киношниками стоял целехонький Китон, всё с тем же невозмутимым видом.

Впрочем, не все трюки проходили для Китона бесследно. В «Шерлоке-младшем» он попал под мощную струю водонапорной башни и упал на рельсы. При падении Китон испытал сильный болевой шок, потеряв на какое-то время сознание. Однако быстро пришел в себя и выбежал из кадра, продолжив съемки. Оказалось, что Китон сломал шейный позвонок, о чем узнал только спустя годы, когда ему показали рентгеновский снимок.

Но в историю кинематографа Китон вошел, конечно, не только технически сложными каскадерскими номерами, но и как жанровый новатор. Китон использовал все существовавшие на тот момент технические возможности, придумывал оригинальные спецэффекты, экспериментировал с композицией и комбинированными съемками.

Бастер Китон

Гений Китона в наибольшей степени проявился в его самом известном фильме — «Паровоз Генерал», эпической комедии о временах Гражданской войны в США. Хотя фильм стал считаться величайшим достижением Китона, в то время фильм получил неоднозначные отзывы. Это было слишком драматично для некоторых кинозрителей, ожидавших лёгкой комедии, и рецензенты подвергли сомнению суждение Китона о создании комедийного фильма о гражданской войне, хотя и отметили, что в нём было «немного смеха». Это была дорогостоящая осечка, и Китону больше никогда не доверяли полный контроль над своими фильмами. Его дистрибьютор «United Artists» настоял на том, чтобы менеджер по производству контролировал расходы и вмешивался в определённые элементы истории. Китон пережил такое обращение лишь в двух художественных фильмах, а затем обменял свою независимую работу в «United Artists» на работу в крупнейшей голливудской студии «Metro-Goldwyn-Mayer» («MGM»). Утрата Китоном независимости как кинорежиссёра совпала с появлением звуковых фильмов и ростом личных проблем, в результате чего его карьера в раннюю эру звука сильно пострадала.

Бастер Китон

Китон подписал контракт с «Metro-Goldwyn-Mayer» в 1928 году, и это деловое решение он позже назвал худшим в своей жизни. Он слишком поздно понял, что представленная студийная система «MGM» сильно ограничит его творческий потенциал. Заправилы студии могли с ним проконсультироваться по поводу сюжета и гэгов, но окончательное решение по любому вопросу принадлежало продюсерам.

Китон потерял свою команду. Другую ему создать просто не давали, назначая на каждый фильм нового оператора, осветителя, гримера. 

Китон приводил свои доводы: «Моему реквизитору не понадобится много инструкций, раз он знает, как я работаю. Он может пойти и купить всё, что мне нужно, без моих указаний. Мой оператор не остановит камеру, даже если режиссёр скажет «Стоп!». Зная, как я работаю, он продолжит снимать, потому что видел, как я падаю или делаю что-нибудь ещё под влиянием минуты, экспромтом. Например, багаж может упасть с полки и дать мне новую идею. Если каждый знает свою работу, будет спасено много времени и денег. К началу нового фильма съёмочная группа всё приготовит заранее…»

Руководство студии банально боялось создать прецедент. Если позволить комику иметь собственную съемочную группу, завтра все остальные звезды потребуют себе такой же привилегии. Китону приходилось работать с кем придется… И над чем придется… Еще одной неожиданностью было лишение права разрабатывать идею с замысла до сценария, контролируя весь процесс создания «гэгов», во многом импровизируя. В каком сюжете блеснет Китон, теперь решалось посторонними людьми. 

О том, что не пускали в режиссерское кресло можно даже не упоминать.

Несмотря на такие трудности Бастер сумел выдать два кассовых хита: «Оператор» и «Раскованный». 

С 1929 по 1932 год Китон снялся в семи звуковых фильмах, в основном успешных, но тотальный контроль со стороны продюсеров всё больше выводил его из себя. Из-за несовершенной в то время технологии дубляжа в первых звуковых картинах ему приходилось в каждой сцене сниматься трижды. Для европейского проката первую сцену снимали на английском, вторую на испанском, третью на французском или немецком. Все иностранные реплики приходилось заучивать фонетически. Китон жаловался, что теперь ему приходится снимать паршивое кино не один, а три раза.

Студия разрушила его режиссёрскую карьеру: продюсеры и студийные боссы даже не рассматривали идею, чтобы Китон сам ставил звуковые фильмы. В звуковых комедиях студии «Metro-Goldwyn-Mayer» он работал только как актёр.

В 1932 году длившиеся годами семейные неурядицы закончились тяжелым разводом с его первой женой актрисой Натали Толмадж. При разводе Натали забрала все его имущество и запретила ему видеться с сыновьями (Джеймс и Роберт после развода стали носить фамилию матери). Китон воссоединился с сыновьями только тогда, когда обоим исполнилось по 18 лет.

Из-за неудачного брака и потери своей независимости как режиссёра Китон начал страдать алкоголизмом (далее Китон утверждал, что ничего не помнит об этом периоде жизни, назвав его «алкогольным затмением»).

Он стал появляться на съемочной площадке пьяным или не приходил вовсе. Терпению продюсеров пришел конец — Бастеру указали на дверь. Крупные студии отказывались с ним работать. Чтобы избежать банкротства, Китону пришлось играть в дешевых низкопробных комедиях. В какой-то момент у кумира миллионов развилась белая горячка. На подзабытую звезду кино надели смирительную рубашку.

Первый запой Бастера продолжался полтора года. Однажды, отоспавшись и протрезвев, Китон обнаружил, что женился на медсестре Мэ Скривен, с которой познакомился во время краткосрочного пребывания в одной из психиатрических лечебниц Беверли-Хиллз.

Пришлось снова пить. На несколько лет Бастер практически выпал из жизни. Друзья не оставляли Китона, время от времени приезжая поиграть с ним в его любимую карточную игру — бридж, но вскоре понимали, что играют не с Бастером, а с десятком коктейлей, которые комик выпил вместо ужина.

К 1934 году Китон более-менее пришел в себя — после того как обнаружил, что ему не на что жить. Пришлось согласиться на работу, которую он так гордо отверг несколькими годами ранее. Китон снова снимал фильмы для «Metro-Goldwyn-Mayer», теперь уже на условиях студии. В прежние времена ему платили две тысячи долларов в неделю, у него была личная гримерка, повар и прочие блага. Теперь гонорар Бастера составлял сто долларов в неделю плюс обед.

В 1936 году Китон развелся с медсестрой, обобравшей его напоследок до нитки. Бастер, с трудом поборовший алкогольную зависимость, решил, что отделался малой кровью. Теперь он интересовался женщинами постольку-поскольку и был благодарен даже за небольшие роли и маленькие гонорары. Ему было всего сорок, а он вел себя так, будто жизнь кончилась. Да и выглядел не лучше: годы пьянства оставили след на знаменитом каменном лице. Единственное развлечение, которое регулярно позволял себе Китон, — безалкогольные вечеринки, на которых он играл в бридж с друзьями.

Личная жизнь Китона стабилизировалась в 1940 году после его брака с танцовщицей из «MGM» Элеонорой Норрис.

Только в конце 1950-х годов, после двух десятков лет работы постановщиком трюков и сценаристом, характерных и эпизодических ролей, началась новая волна популярности Бастера Китона. Известный коллекционер и прокатчик фильмов Рэймонд Рохауер выкупил права на «Генерала» и другие немые фильмы Китона, которые все эти годы медленно разрушались в хранилищах студии «Metro-Goldwyn-Mayer». Комедии Китона увидело новое поколение зрителей. Китона сразу признали гением, и в 1959 году ему дали специальную премию «Оскар» «за уникальный артистический дар, который обеспечил бессмертие немой комедии».

Карта «Восьмёрка Мечей» из Madhouse Tarot, как и многие из масти Мечей, обладает отрицательной энергией, символизирует связанность, преграды, ограниченность. Прочитав биографию нашего героя можно проследить, что эта карта проигрывалась в его жизни не один раз. Подписав контракт с фирмой, достаточно долгое время он чувствовал себя человеком, загнанным в угол, скованным всевозможными правилами и ограничениями, лишённым творческой самостоятельности, возможности создавать фильмы по своему замыслу.

Карта «Восьмёрка Мечей» ясно дает понять, что человек самостоятельно отдал свою судьбу в чужие руки. Отдал свое влияние, мощь, стал пленником всего, чем занимается. Человек потерял веру в себя, считает, что он ничего не решает и ничего от него не зависит.

Но Младший Аркан «Восьмёрка Мечей» несомненно напоминает и о том, что ситуация временная. Ее вообще можно обойти стороной или решить без посторонней помощи. Самое хорошее в ней – карта показывает большой шанс освобождения.

Общее значение карты – скованность; ограничение; бездействие, неполная информация о том, что происходит вокруг.

События – попадание в сложное положение; сложность с поиском выхода из существующей ситуации, вынужденная неподвижность.

Сфера эмоций – взаимозависимость партнеров; жесткие рамки в общении; отношения, в которых нет свободы; отсутствие в паре навыков говорить друг другу о любви или о своих потребностях; общение «по правилам»; страх сделать шаг навстречу партнеру.

Особенности психического состояния – интимофобия, сильная закомплексованность, зависимость, зацикленность, заикание, проблемы со слухом, речью.

Итог – ограничение возможностей, вынужденное подчинение и несвобода, неприятие происходящих событий, отвращение к жизни, пассивная позиция, опасное бездействие.

В Гоэтии (Goetia) Восьмёрка Мечей соответствуют печати следующих Демонов:

Amon

7 Дух зовётся Amon (Амон). Он – великий, могущественный и самый суровый Маркиз, дневной, 1 – 10° Близнецов, 21 – 31 Мая, Луна – серебро.

Он выглядит волком с хвостом змеи. У него изо рта вырывается пламя, но по команде Мага он принимает форму человека с собачьими зубами, напоминающего ворона, или просто человека с головой ворона. Он рассказывает все вещи о прошлом и будущем. Он вызывает распри и улаживает споры между друзьями. Он управляет 40 Легионами Духов.

43 Дух, которого Царь Соломон поместил в медный кувшин, зовется Sabnock (Сабнок) или Savnok (Савнок). Он – Могущественный, Великий и Сильный Маркиз, ночной, 1 – 10° Близнецов, 21 – 31 Мая, Луна – серебро.

Появляется в облике вооруженного воина с львиной головой, верхом на палевой лошади. Его служба состоит в строительстве высоких башен, крепостей и городов и снабжении их оружием и т.д. Также он может причинить человеку страдания на протяжении многих дней из-за ран и гнилых язв, кишащих червями. Он дает хороших приятелей по приказу заклинателя. Он управляет 50 Легионами Духов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *